Пресса


13.07.2016

Телеканалы поиграли кнопками

Коммерсантъ | 13 июля 2016

Изменение нумерации телеканалов с августа 2015 года резко повысило аудиторию тех из них, кому удалось попасть во второй мультиплекс цифрового ТВ и благодаря этому закрепиться на 11-20-й кнопках телесетей. Так, у православного «Спаса» стало сразу в 22 раза больше телезрителей, аудитория «Мира» выросла вдвое, большой прирост аудитории продемонстрировали также «Муз-ТВ», РЕН ТВ и «Домашний». Тем временем, у большинства каналов первого мультиплекса («Первый канал», ВГТРК, НТВ и др.) аудитория падала.

С августа 2015 года, когда вступили в силу поправки к законам «О СМИ» и «О связи», закрепляющие кнопки с 11-й по 20-ю в телевизионных сетях за каналами второго мультиплекса, аудитория большинства из них резко выросла, свидетельствуют данные TNS Russia. Вторая десятка кнопок закреплена за РЕН ТВ, «Спасом», СТС, «Домашним», ТВ-3, «Пятницей», «Звездой», «Миром», ТНТ и «Муз-ТВ». Так, в первом полугодии 2016-го доля в целевой аудитории канала РЕН ТВ, оказавшегося на 11-й кнопке, выросла на 28% к аналогичному периоду прошлого года. Доля СТС и «Домашнего» увеличилась на 12% и 18% соответственно. Незначительно увеличили долю ТВ-3 и «Звезда». «Муз-ТВ» вырос на 51%, «Мир» - на 123%, а православный «Спас» - на 2100% (см. таблицу).

Кнопки с первой по десятую уже несколько лет закреплены за первым мультиплексом: «Первым каналом», ВГТРК, НТВ, «ТВ Центром» и др. Аудитория почти всех каналов этого мультиплекса сократилась, за исключением «Пятого», «Карусели» и Общественного телевидения России.

До принятия принципа must carry каналы второго мультиплекса транслировались в сетях выборочно, не были включены во все пакеты и доступны «социальным» абонентам (тем, кто оплачивает только услугу связи и смотрит общедоступные федеральные каналы), напоминает гендиректор ГК «Орион» (спутниковый пакет «Телекарта») Кирилл Махновский. «Когда «Спас», «Мир», «Муз-ТВ» и другие вошли в список общедоступных, в их аудиторию автоматически попали все люди, у которых есть телевизор и даже самая простая эфирная антенна», - объясняет он.

Введение обязательного распространения каналов мультиплекса оказало значительное влияние на телевизионный ландшафт в течение последнего года, согласен гендиректор холдинга ЮТВ (каналы «Ю», «МузТВ», Disney) Андрей Димитров. Рост аудитории на «Муз-ТВ» и небольшое падение на «Ю» он связывает именно с этим.

Мультиплекс помог в первую очередь небольшим каналам, которые до закона находились за пределами второй и третьей десятки и обладали скромной аудиторией, а с августа автоматически «встали на хорошие кнопки», полагает собеседник в крупном медиахолдинге. У более раскрученных каналов, например РЕН ТВ, рост связан в большей степени с программированием, считает он. На аудиторные показатели СТС принцип must carry повлиял незначительно - зрители будут искать его в любом случае, считает представитель «СТС Медиа». «Домашний» испытал от этих нововведений «определенное позитивное влияние», но помимо этого на рост повлияло и управление телеканалом, заключает он. Председатель МТРК «Мир» Радик Батыршин также связывает рост аудитории «Мира» с must carry, но не только с ним: повлияло также включение мультиплекса в нескольких городах-миллионниках и перепрограммирование канала.

«Спас», аудитория которого взлетела в десятки раз, не монетизирует новых зрителей, так как не продает рекламу и существует на пожертвования, говорит гендиректор канала Борис Костенко. Выиграв в 2013 году конкурс на 12-ю позицию в мультиплексе, «Спас» объявил, что ему нечем платить за участие в нем, и до сих пор не заключил договор с РТРС, распространителем мультиплекса. Стороны еще обсуждают размер долга, переговоры сложные, говорит господин Костенко. По его словам, в погашении задолженности может принять участие РПЦ.

Единственным каналом второго мультиплекса, которому удалось потерять аудиторию после закрепления нового порядка кнопок, оказался входящий в «Газпром-медиа» ТНТ: его доля в целевой аудитории в январе - июне просела на 12%. Представитель «Газпром-медиа» вчера не ответил на запрос «Ъ».

Как изменилась аудитория крупнейших эфирных каналов в первом полугодии 2016 года

table.jpg

*Число смотревших канал среди всех россиян с включенным телевизором указанного возраста, данные TNS Russia по городам с населением от 100 тыс. жителей.

**До 1 ноября 2015 года — "Россия 2".

***До 15 ноября 2015 года — "Перец".

Источник: TNS Russia.

Подробнее: http://kommersant.ru/doc/3036998


Возврат к списку